О компании Прайс-лист Новости Напишите нам Контакты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Анализ рынка сухих строительных смесей России

Прайс

 

Заметные количества модифицированных сухих строительных смесей (ССС) в России стали доступны с середины 90-х годов прошлого века. За прошедшее десятилетие эти материалы прочно вошли в практику строительных фирм и бригад, ими нередко пользуются и те, кто делает ремонт своими силами. Как и всякий "молодой", рынок ССС рос очень быстро. В прошлом году выпуск модифицированных смесей превысил 2,5 миллиона тонн, потребление (с учетом импорта) достигло 3 млн. тонн.

Если в 1995 - 1998 годах прирост потребления обеспечивался, в основном, поставками из-за рубежа, за 1999-2000 годы ситуация существенно изменилась, доля импортной продукции сократилась в несколько раз, а рост рынка получил новый импульс. За 10 лет число производителей модифицированных ССС в России выросло с 10-15 до 230. В последние три года заводы в России открыли такие фирмы как Максит, Хенкель, Атлас, строится предприятие концерна Мапей в Подмосковье, вышел на российский рынок еще один крупный европейский производитель ССС - Сэн Гобен Вебер.

Среднегодовой темп прироста объемов выпуска модифицированных ССС в 2000 - 2004 годах составлял 50%. Начиная с прошлого года, рынок постепенно замедляется: в 2005 году производство выросло "всего" на 31%, в текущем году мы ожидаем еще меньшего роста (20-25%). В ближайшие 2-3 года темпы прироста могут снизиться до 10-15%. Несмотря на замедление роста рынка и снижение рентабельности производства ССС, число производителей этих материалов продолжает возрастать, хотя и не такими темпами, как раньше.

Большая часть выпуска приходится на смеси на цементном связующем, чуть меньше трети объема производства составляют гипсовые смеси. Смеси на полимерных вяжущих выпускаются в небольших количествах. Заметим, что темпы прироста выпуска гипсовых ССС в последние два года превышают таковые цементных смесей. Например, в 2005 году совокупный темп прироста выпуска модифицированных ССС составил 31%, при этом производство цементных смесей увеличилось на 26%, тогда как гипсовых - на 46%.

В наибольших количествах российские предприятия выпускают клеи для керамической плитки и штукатурки. Шпатлевки и модифицированные ровнители для пола производятся в меньших объемах.

В прошлом году в Россию ввезено 340 тысяч тонн импортных смесей (без учета поставок в Калининградскую область). В составе импорта преобладают шпатлевки (55%), особенно шпатлевки на полимерном связующем (43%, преимущественно материалы под маркой Ветонит). Доля импортных материалов в потреблении модифицированных смесей в прошлом году составила 11%.

С учетом внутреннего производства, импорта и экспорта структура потребления ССС в России выглядит следующим образом: клеи для керамической плитки занимают около 40% рынка, чуть более четверти рынка приходится на модифицированные штукатурки. Сухие шпатлевки, ровнители и прочие виды смесей (затирки, монтажные клеи и т.д.) в сумме обеспечивают около трети потребления.

Столь высокую долю в потреблении и выпуске клеев для керамической плитки можно объяснить тем, что с той или иной частотой около 10% компаний применяют клеи "не по назначению". В Санкт-Петербурге их использовали почти исключительно для выравнивания стен под плитку, в Москве спектр применения был шире: клеи, помимо выравнивания стен под плитку, добавляли в растворы из немодифицированных смесей, а иногда и в модифицированные штукатурки. Не исключено (хотя и требует подтверждения), что в регионах частота "нецелевого использования" клеев, особенно дешевых, может быть выше.

Еще одно немаловажное обстоятельство - в группе клеев не слишком интенсивна конкуренция со стороны самодельных растворов и немодифицированных смесей. В Санкт-Петербурге лишь 4% опрошенных строителей использовали для укладки плитки простейшие смеси, 11% - самодельные растворы. В Москве таких было 7 и 5% соответственно. Важно, что практически никто из строителей, выполнявших укладку плитки, не игнорировал клеи полностью - альтернативные способы укладки применялись на отдельных объектах. Для штукатурных работ или выравнивания полов немодифицированные смеси и самодельные растворы используют намного чаще.

Большинство российских производителей начинали свою деятельность именно с выпуска клеев для плитки - несложных в технологическом отношении и довольно рентабельных (по крайней мере, в период наиболее интенсивного роста внутреннего производства) продуктов. Именно в группе клеев предлагается наиболее широкий ассортимент ССС как в отношении торговых марок, так и цен, свойств продуктов. Не стоит забывать и о быстром росте потребления керамической плитки - на 20-25% в год в 2003-2005 годах.

Доля клеев в объемах как производства, так и потребления ССС в последние 1-1,5 года начала уменьшаться. Скорее всего, этот процесс будет продолжаться и в дальнейшем. Структура потребления модифицированных ССС в России к концу десятилетия будет примерно такой: клеи для плитки – 32%, штукатурки – 32%, шпатлёвки – 13%, ровнители для пола – 16%, прочие – 5%.

Для рынка модифицированных сухих смесей характерна умеренная степень концентрации. В прошлом году пять компаний - лидеров по объемам реализации контролировали около половины рынка. Заметим, что в разных товарных группах состав лидирующих групп отличается. Среди клеев наибольшую долю занимают материалы Юнис, лидер рынка штукатурок - материалы Кнауф, шпатлевок - ССС Ветонит.

Однако, на фоне снижения темпов прироста производства и потребления ССС, число игроков на рынке не уменьшается. Это не может не привести к обострению конкурентной борьбы. Одним из способов получения конкурентного преимущества в этой ситуации может стать концентрация усилий на одном или нескольких целевых сегментах рынка.


На рынке ССС существуют три более-менее крупных и устойчивых группы (сегмента) покупателей: частные лица, выполняющие ремонт своими силами, бригады/частные мастера и строительные организации. Несомненно, последняя группа предъявляет наибольший спрос (не менее 65-70% рынка).

В качестве возможных критериев сегментации строительных организаций были использованы величина фирмы (количество сотрудников) и ее специализация. Под специализацией в данном случае понимаются не виды работ, а преобладающий тип заказчика отделочных работ (муниципальные и госструктуры, частные лица, застройщики и т.п.). Величина фирмы является малопродуктивным критерием - у компаний разного калибра отличался, да и то только в Москве, лишь средний объем закупок ССС. Предпочтения в отношении марок и разновидностей ССС от величины фирмы не зависят.

Сравнение фирм с различной специализацией гораздо продуктивнее. Количество строительных организаций, в течение ряда лет специализирующихся на заказах определенного типа (иногда полностью зависящих от одного заказчика), оказалось на удивление большим: не менее 2/3 от общего числа опрошенных фирм в обоих изученных к настоящему времени городах отмечали преобладание заказов того или иного типа.

Специалисты по бюджетным заказам из Санкт-Петербурга практически ничем не отличаются в плане предпочтений от тех своих коллег, у которых доминировали заказы на отделку, например, коммерческих объектов или "неспециализированных" компаний. Иное дело в Москве. Здесь и без того более высокая чувствительность к цене особенно ярко проявляется в данной группе: частота использования этими компаниями ССС "дорогих" марок (Ветонит) заметно ниже, чем у остальных строителей, тогда как более дешевая продукция, напротив, популярнее, чем в прочих группах (Старатели).

Больше сходства продемонстрировали те компании обеих столиц, которые работали на субподряде у застройщиков (или являлись подразделениями застройщиков). У этих фирм преобладают заказы на отделку помещений "общего пользования" во вновь построенных многоэтажных жилых домах (лестничные клетки, вестибюли, коридоры и т.д.). Эти компании лидируют по средним объемам закупок модифицированных смесей. Они реже остальных используют модифицированные ровнители для пола. В Москве они гораздо чаще остальных отмечают применение немодифицированных смесей, в Санкт-Петербурге - самодельных растворов. Как и специалисты по госзаказам, эти компании избегают использования дорогих смесей, по крайней мере, некоторых марок. С другой стороны, у них не отмечено явных предпочтений в отношении конкретных марок более дешевых материалов.

Если в Санкт-Петербурге от общей массы компаний по ряду критериев отличаются те, кто специализируется на отделке квартир и частных домов, то в Москве подобные фирмы ничем особенным не выделяются.

Попытка сегментации с использованием некоторых критериев показывает, что на рынках разных городов и регионов могут отличаться и сегменты. Иначе говоря, напрашивается еще один дополнительный критерий сегментации - географический. Помимо различий в популярности смесей конкретных марок и разновидностей, особенностях предпочтений компаний с различной специализацией, рынки различных регионов могут отличаться и по более общим характеристикам, например, чувствительности к цене материалов.

От чего зависит, выберет ли покупатель (например, строитель) более дорогую и более качественную смесь или "простую" и дешевую? От его финансовых возможностей, конечно, но это только часть ответа, причем не самая главная. Используя аналогию из математики, скажем, что наличие нужной суммы денег - необходимое, но не достаточное условия приобретения более дорогого материала. Гораздо большее значение имеют ранее сложившиеся предпочтения, устоявшиеся требования к минимально необходимым техническим характеристикам и свойствам смеси. Например, в Москве наибольшие объемы продаж приходятся на клеи для керамической плитки со средней ценой в рознице 120-140 рублей за 25 кг (Юнис 21/2000, Старатели Стандарт, в общей сложности >50% рынка клеев). Иначе говоря, максимум спроса предъявляется на простейшие клеи с минимумом добавок. В Санкт-Петербурге картина иная: 58% рынка клеев занимает продукция со средней ценой более 200 рублей за 25 кг. Это так называемые стандартные клеи: наиболее популярный - Плитонит В стоит около 240 рублей и занимает порядка трети рынка.

Сложно предположить, что финансовые возможности питерских покупателей больше, чем у московских. Причина различий, вероятно, в другом. Московский рынок ССС начинался с немодифицированных смесей на цементной основе. Затем (в середине 90-х) появились заведомо дорогие импортные составы. Отечественные производители модифицированных ССС своим основным конкурентным преимуществом считали (и в то время вполне справедливо) более низкую цену, пусть даже при более скромных технических характеристиках продукции. В Санкт-Петербурге немодифицированных смесей на цементной основе долгое время не было вообще. Гарцовка не в счет - смесь на известковой основе имеет узкую сферу применения. Рынок здесь начинался со вполне современных импортных ССС. Соответственно, и планка требований у строителей была установлена на другой высоте.

 

На фоне изложенного выше, можно сделать вывод, что использование знаний о сегментах, концентрация усилий на наиболее привлекательных из них - хороший способ получения конкурентного преимущества. Гораздо лучший, чем ценовая конкуренция, популярная у некоторых компаний.

Источник: www.spsss.ru

О компании Новости Прайс-лист Напишите нам Контакты
Контактное лицо:Максим
E-mail:metrobeton@bk.ru
Адрес:г. Санкт-Петербург
Телефон: 8 (812) 301-45-59